Что нам стоит дом построить?

вторник, 17 декабря, 2013 - 13:31

Сейчас Ханты-Мансийский автономный округ активно развивается. Если проанализировать численность населения в динамике, то можно увидеть, что она каждый год растет в среднем на 20-30 тысяч человек. Следовательно, возрастает необходимость и в строительстве социальных объектов. Посмотрев адресно-инвестиционную программу Югры на текущий и последующие два года, я еще раз убедилась в этом – около пятнадцати миллиардов рублей на три года выделено округом из бюджета.

Вроде вовсю должно идти строительство, нехватку детских садов и больниц жители округа никак ощущать не должны. Но на деле все оказывается по-другому. Как недавно сказала знакомая, на днях подошла очередь ее дочери в детский сад, а «ребенку»… 16 лет. Смешно. Деньги выделяют, стройки в округе идут, но либо очень долго, либо объекты никак не могут сдать в эксплуатацию. Кто виноват?

Дело в том, что этому есть две причины: естественный барьер и искусственный. Что касается естественного барьера, то тут все вполне объяснимо. В первую очередь, это отсутствие в округе заводов по изготовлению строительных материалов, следовательно, их закупка производится за пределами округа, что порождает длительные сроки и высокую стоимость строительства. Вторым фактором является отсутствие железной дороги на большей части территории округа. В тот же Ханты-Мансийск поставка стройматериалов осуществляется из Сургута транспортными компаниями. Третьим естественным барьером является природа – лесные ресурсы в нашем округе непригодны для строительства.

И ладно бы все ограничивалось только естественными причинами, все мы люди и понимаем, что перед природой бессильны. Но одной ложки дегтя в окружной бочке не хватает. Есть искусственные причины, создаваемые самими людьми. Одной из таких причин является 94 Федеральный Закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», принятый Государственной Думой 8 июля 2005 года. Суть закона проста – для экономии бюджета госзаказчик должен провести аукцион на поставку или выполнение работ, и выбрать подрядчика, предложившего более низкую цену. Строительство тоже регулируется этим законом. В результате заказчики оказываются лишенными возможности выбора участника, исходя из его репутации, и вынуждены составлять договор на основе предложенной меньшей стоимости на выполнение заказа.

Рассмотрим простой пример. Вы хотите купить пирог. Во всех пекарнях он стоит 150 рублей, а вам предложили его сделать за 120 рублей. Следовательно, будет экономия либо на муке, либо на начинке – меньше, чем 150 рублей стоить он не может в принципе. Внешне отличий не будет, но о качестве пирога высоких рассуждений вести не стоит. То же самое и с детским садом – как можно построить то, что стоит 300 миллионов, например, за 250?

Любой заказчик, тратящий бюджетные средства на проектирование, строительство, реконструкцию социально значимых объектов, подготавливает конкурсную документацию, проводит аукцион среди проектировщиков, а затем среди строительных компаний. Сама подготовка, разработка проекта занимает уже немалый срок – примерно полгода. Допустим, мы нашли нашего строителя, отдали ему проект на постройку детского сада. Неважно как, но он строит, главное, чтобы к срокам объект был сдан. А то, как он построит, введут здание в эксплуатацию или нет, неясно. Но, допустим, что подрядчик устал «кропотливо и бережно» выполнять заказ, расторг контракт, заплатил неустойку и умыл руки. Недостроенный объект стоит на месте. Заказчик обязан провести анализ выполненных работ и их стоимость, заново выставить недостроенный объект на аукцион. Это еще плюс полгода. Новый подрядчик пришел на объект и выявил, что стоимость работ здесь не на 100 миллионов, а на 120. Откуда ему взять 20 миллионов? Суть такова – ты строй, а мы тебе потом заплатим. Хорошо, он согласился и построил. Но официально заказчик не может ему заплатить, так как выделенные бюджетом деньги, 300 миллионов рублей он уже потратил. А там подавайте на нас в суд, и если суд примет решение в вашу пользу, то мы заплатим. Тягомотина страшная.

Очевидно, что механизмы, заложенные в 94-ФЗ, требовали существенной доработки. Так, например, было бы полезным и реально действенным использование предварительной квалификации, заимствование зарубежного опыта. В этом плане радует, что пресловутый закон прекращает свое действие с 01 января 2014 года, а на смену ему приходит новый, более совершенный Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Поделиться:
0
0
0

Голоса: 180