О патриотах и паразитах

четверг, 23 мая, 2013 - 18:20

политический активист

В детстве я очень любил читать книги, рассказывающие о Древнем Риме. Став постарше, с большим удовольствием прочитал «Историю Рима» Теодора Моммзема. В его произведении есть интересный отрывок:  «Государство этрусков явно пришло в упадок, силы нации иссякали частью от тяжелой борьбы с внешними врагами, а еще более вследствие недостатков внутреннего строя, который был отмечен, с одной стороны, роскошной жизнью небольшого кружка богатых людей и полным падением среди них нравственности, с другой — крайнею бедностью и не меньшею безнравственностью массы населения. Политическая и социальная борьба, подобная той, какую видели мы в Риме, шла и в этрусских городах, но в народе, лишенном тех прочных нравственных устоев, какие заложены были в душе Рима, социальные перевороты только усиливали бедственное положение, которому они должны были помогать, и государство лишь быстрее клонилось к гибели».

Стоит отметить, что через несколько столетий после падения государства этрусков, Рим, а за ним Византию и другие великие государства постигла та же участь. Периодически этот отрывок, всплывая в памяти, ставил передо мною один и тот же вопрос: «Была ли у тех цивилизаций общая системная ошибка, явившаяся причиной упадка и гибели?». Позволю себе изложить некоторые мысли по этому поводу.

Главная ценность любого общества это люди, являющиеся его членами. Общество может быть моно- или многонациональным, моно- или многоконфессиональным и т.д. По большому счету, для общества, как системы, неважно, насколько разнообразен состав его членов. Важно то, как каждый конкретный человек общества относится к обществу, в котором живет.

Если представить себе, что существует некая шкала, при помощи которой можно определить отношение человека к обществу, то в крайних ее точках окажутся  две условные категории людей — патриоты и паразиты.

Патриот - это человек, который любит общество, в котором живет,  больше самого себя и отдает все свои силы и саму жизнь, ради общего дела, не надеясь на вознаграждение.

Паразит - это человек, который любит, прежде всего, себя и свои интересы ставит выше общественных, беря от общества по максимуму и не отдавая ничего взамен.

В чистом виде  люди таких категорий встречаются крайне редко. Примером патриота может служить  некий абстрактный человек, отдающий все свое время и жизненную энергию на решение общественных проблем,  примером паразита – абстрактный человек,  «берущий от жизни все», но не приносящий обществу никакой пользы.

Все члены общества ежедневно совершают какие-либо действия, через которые проявляется их реальное отношение к нему отношение. В обычном состоянии, когда нет патриотического подъема или, наоборот, упадка и разложения — каждый человек с поправкой на свое воспитание, культуру и моральные ценности соблюдает баланс взял-отдал. В случае возникновения угрозы член такого общества отдает общему делу больше, чем берет лично для себя, что, в свою очередь, является законом совместного выживания в кризисных ситуациях.

Однако, далеко не все члены такого общества честно соблюдают «общественную гигиену, являясь его паразитами – людьми, нарушающими баланс взял/отдал в сторону личных интересов. На первых порах их деятельность бывает незаметной в силу активности патриотов, которые своим общественным вкладом закрывают бреши проделанные паразитами. Однако, когда баланс сил изменяется не в пользу патриотизма, деятельность паразитов становится все более заметной и губительной.

В здоровом обществе деятельность отдельных паразитов не влияет на общественный климат до тех пор, пока обычные люди, глядя на паразитов,  не начинают им подражать.  В тот момент, когда большинство членов общества склоняется к паразитирующему образу жизни, наступают сумерки общества, а затем неминуемая гибель. И, главной причиной этому служит, пожалуй, отсутствие у него иммунитета к паразитам. Истинное отношение паразитов  к обществу проявляется не сразу; оно, как правило, замаскировано, что делает выявление и пресечение паразитизма крайне сложным делом. Мастера мимикрии могут очень живо говорить об общественном благе и вести  бурную общественную деятельность, от которой отдача на практике равна нулю. Мало того, внешняя оболочка паразитизма настолько привлекательна, что дефицит последователей и сторонников у этой категории людей отсутствует. Но законы системы не обманешь. Если паразитов большинство – общество умирает. Как показывает история, когда люди начинают это понимать, становится уже слишком поздно – либо они сами стали паразитами, либо изменить что-то уже невозможно.

Прочитав это, мой читатель наверняка захочет (а может быть и нет) причислить какую-либо социальную группу к паразитам или патриотам. Вот только здесь очень важно остановиться и понять, что это типичная ошибка, повторяющаяся из тысячелетия в тысячелетие, так не позволившая выработать канувшим в Лету цивилизациям иммунитет к паразитирующим процессам. Погромы здесь не помогут. Паразит не имеет однозначно детерминированной социальной, национальной, религиозной, политической или классовой принадлежности. Паразита можно определить строго по его индивидуальному отношению к обществу, в котором он живет, а проще говоря, по соблюдению им баланса взял/отдал.

Только такой подход позволит сформулировать существенные признаки паразитизма в основных отраслях жизнедеятельности общества, провести «лечебные» мероприятия и выработать иммунитет от этой заразы.

Алексей Власкин, политический активист

Поделиться:
0
0
0

Голоса: 242