Коммерсанты - убийцы имущества

вторник, 13 марта, 2012 - 18:29

Технические директор компании «Пожарные системы», сторонник «Молодой Гвардии»

Закон о госзакупках, являющийся на сегодняшний день одним из формирующих государственную экономическую доктрину, постоянно вызывает споры. Об него «ломают копья» многие теоретики и практики, он дает почву для многочисленных критических выступлений политических оппозиционеров.

Однако стоит отметить, многие «деятели» критикуют этот норматив исключительно в популистском ключе: за все хорошее против всего плохого. Однако, очевидно, что закон о госзакупках - не сотка долларов, он не может быть всеми любимым, он просто должен удовлетворять всех субъектов правоотношений, и вызывать как можно меньше споров и конфликтов.

С самого начала действия 94-го федерального закона о госзаказах и их публичном размещении, действительно появилась конкуренция на рынке государственных заказов, но главное назначение закона так и не было достигнуто. При этом у государственного заказчика появились новые проблемы.

Стоимость государственного заказа определяется путем изучения нескольких коммерческих предложений от поставщиков или исполнителей услуг. Недобросовестные коммерсанты набросились на госзаказчиков как голодные хищники, стремясь «распилить» бюджетные деньги, соблюдая при этом лишь отдельные формальности. При этом абсолютно не думая о конечном качестве исполнения заказа. Главное - получить госконтракт, а там - хоть трава не расти. В итоге многие государственные служащие оказались буквально беспомощны перед формализированным законом, он, по сути, вынуждает принимать их любые недоделки...

При этом очень часто бывает, что коммерсанты, «вписывающиеся» в процессы госзаказа, чаще всего имеют самое минимальное представление о тематике, в том числе о ценообразовании работ по государственному контракту, на который пытаются претендовать. Единственным шансом выиграть аукцион становится понижение цены, порой в два раза ниже первоначальной. Потом обычно этого не хватает, чтобы качественно выполнить весь объем работ. В итоге, когда вместо отремонтированной техники заказчик получает лишь покрашенную, тогда встает вопрос: «А куда вы смотрели?» После таких происшествий чиновники обычно замалчивают ситуацию, чтобы «не потерять стул», а деньги ведь они не из своего кармана заплатили.

Помимо качества работ, есть еще одна проблема. «Поведшийся на демпинг» заказчик, даже при неудовлетворенности ремонтом техники, на следующий год уже не имеет права выделить на работы сумму большую, чем предложенная победителем в этом году.

Можно привести множество примеров, когда некое ООО «Пупкин» поставляет горюче-смазочные материалы для нужд МЧС, ниже стоимости производителя, а затем 70 процентов двигателей пожарных автомобилей выходят из строя и требуют дополнительных средств на ремонт. Примеров, когда вертолет МИ-8 падает с людьми на первом взлете после капитального ремонта двигателя - оказалось, что корпус двигателя был с трещиной и не проходил стендовую обкатку. Или примеров, когда в государственных учреждениях устанавливают новые окна из пластика, который трескается через полгода, а окна вываливаются из проемов на девятом этаже. Могу привести примеры, когда стулья, установленные в театре, через три месяца разваливались, что влекло за собой срочную отмену спектаклей...

Наше, как и многие другие предприятия, базируется на арендованных площадях. Когда случился кризис, по соседству некоторые фирмы обанкротились. Хозяин территории понес убытки, ведь при банкротстве арендаторов списываются долги, в том числе плата за аренду.

В нашем случае выход был найден. По схеме из мировой практики, которая успешно применяется, например, в Объединенных Арабских Эмиратах, арендодатель с оставшимися арендаторами заключил договоры поручительства от директоров и учредителей.

Но тут следует отметить разницу в менталитете коммерсанта и чиновника. Первый, если грубо говорить, держится за свой кошелек, второй - за кресло. В борьбе за сохранность кармана обычно всегда удается спасти хоть часть денег, ради спасения средств бизнесмен готов идти ва-банк. Другое дело - чиновник, он не пойдет до конца, зато оборону будет держать до последнего, что называется патрона.

Но если, допустим, при заключении госконтракта на укладку асфальта, финансовую ответственность и гарантийные обязательства за качество будет нести определенный контрактом реальный поручитель, а не существующее лишь на бумаге юридическое лицо с уставным капиталом в десять тысяч, то ситуация с качеством дорог сразу улучшится. Можно предположить, что асфальт не будут укладывать в грязные лужи с листьями и на снег, ведь не будет смысла продавать юридическое лицо безымянному бомжу или наркоману на дальний восток, чтобы уйти от ответственности. Возможно, наши законодатели, в новом составе Госдумы, при новом Президенте, задумаются о качестве 94-го закона и примут соответствующие меры...

Александр Черемахин, технический директор компании «Пожарные системы», сторонник «Молодой Гвардии»

Поделиться:
0
0
0

Голоса: 186