Шнур как современный акын вне политики

вторник, 28 сентября, 2010 - 15:07

Обозреватель molgvardia.ru, победитель конкурса
лучших авторов «Сила слова-2008»

Появление нового клипа
Шнура
привело к реакциям вполне предсказуемым: акторы давнишней истории с
Шевчуком на новом витке плясок вокруг елочек Химкинского леса поменялись
местами. И теперь вчерашние укорители Кристины Потупчик радостно пишут о том,
что Шнур - бездарь, ***ор и «прыщь», который - о ужас! - смеет «пукать» в
сторону Великой и Могучей российской оппозиции. И песни у него говно.

Причем
великие и могучие оппозиционеры через одного оказались провидцами - и подозревали
гнусную и подлую сущность Шнура еще в те времена, когда он пел про свободу,
Ходорковского и радиоприемник. Так и пишут, мол, мы всегда знали, что Шнур -
подонок и сволочь, никогда не верили ему и оказались правы. Хоть сиквел
«Особого мнения» снимай.

Незамеченные
в сверхъестественной проницательности, впрочем, также отличаются смелыми
трактовками событий: солист «Ленинграда» продался, скурвился, сошел с ума,
стремительно деградировал и катится по наклонной. На этом фоне адекватные
мнения - а они есть, конечно - как-то теряются, поскольку их явное меньшинство.
Анекдот про «и эти люди запрещают мне ковыряться в носу» всегда был актуален
для нашей оппозиции, но эта история про Шевчука, Шнурова и иже с ними кажется
мне на редкость показательной. Хоть в учебник вставляй в качестве примера.

Бог
с ними, с двойными стандартами - они уже ни для кого давно не новость. Тем, кто
«борется за правду», можно совершать и в десять раз худшие вещи, чем
те, за которые массово травят оппонентов. Шендеровичу можно трахнуть хоть козу,
хоть баобаб - это милая причуда творческого человека. Васе Якеменко - нельзя
даже жену при включенном свете, потому что это неприлично. Молодогвардейцам,
как выяснилось некоторое время назад, нельзя пить и курить, нашистам - ругаться
плохими словами. Это все страшные преступления «кровавого режыма», что вы.

Вот
и Шнуров, когда поет про «кандидаты ***ры» - то молодец, настоящий пацан и
светоч андеграунда. Так им всем и надо, давай жги, Серега. А когда про
Химкинский лес - сволочь и бездарь. И пусть не смеет такие слова нехорошие
говорить, и песни у него сплошь про сиськи и задницы, ужас-ужас, это же
неприлично. А Шнуру между тем
категорически пофиг, кого материть и стебать. Он такой себе современный акын:
что видит - про то и поет.
Про менеджеров вот тоже пел. Про алкоголь и
наркотики. Про жизнь, одним словом.

И это, оказывается, в глазах наших борцов с
режимом - преступление, равное Холокосту. Когда человек даже не против них, а
просто - не за них. Вообще ни за кого.
Потому что он, блин, не левый, не
правый, не единоросс и не маршист. Он музыкант и простой гражданин. А они все
хотят, чтобы искусство было даже не социальным, а политическим. Чтобы артисты,
музыканты, писатели не просто писали о политике - чтобы они становились ее
субъектами. Проблема только в том, что как только художник становится субъектом
политики, он нафиг перестает быть художником. Потому что прекращает заниматься
творчеством, начиная вместо этого агитацию и пропаганду.

В
первый раз с этим я столкнулась, читая одного из любимейших авторов своего
подросткового возраста - фантастку Урсулу ЛеГуин. Я до сих пор уверена, что она
написала если не лучший, то один из лучших фантастических романов в истории
литературы, ей повезло обладать редким и удивительным талантом... Но увы, с какого-то момента ЛеГуин чрезмерно увлеклась
борьбой за феминистические идеи. И все ее последние романы - это
феминистические агитки, с литературной точки зрения весьма проходные и средние.

Я и
Шендеровича, например, считаю одним из самых талантливых писателей-сатириков в
стране. Когда-то он писал вещи действительно роскошные, я их до сих пор люблю,
перечитываю и цитирую. То уныние, которое Виктор Анатольевич пишет сейчас,
кажется, что вообще другим человеком написано. С отличным писателем-сатириком
их роднит только ряд политических взглядов. На эти политические взгляды свое
творчество Шендерович и променял.

Нет,
безусловно, творцу можно и даже нужно иметь свои социально-политические
взгляды, свою позицию. Можно и даже нужно выражать их через произведения. Но
ему ни в коем случае нельзя выходить из позиции наблюдателя и становиться действующим
лицом. Это все равно что пытаться жить жизнью своего литературного героя.
Такая политизированная разновидность «Мэри Сью». А Мэри Cью, как известно, - удел не просто
графоманов, но графоманов в особо тяжелой форме.

Шнур,
конечно, ни разу не великий поэт и совсем не виртуозный музыкант. Шевчук, на
мой взгляд, кстати, тоже. Но Сергей
Владимирович сейчас куда больше поэт и музыкант, чем Юрий Юлианович,
исключительно потому, что ему хватает здравого смысла смотреть на весь этот
зоопарк со стороны и ни к кому не примыкать в порыве борьбы.
Шнур остается
артистом, а Шевчук стремительно превращается в абстрактную общественную фигуру.
И это печально.

Эти,
с протестом наперевес, со мной, конечно, не согласятся. Вполне возможно, из-за
того, что у них социально-политическая активность давно поглотила не только
творчество, но и всю остальную жизнь...

Елена Чаусова,
победитель конкурса molgvardia.ru «Сила слова 2007 - 2008» в номинации
«Лучший автор»

В тему:

Поделиться:
0
0
0

Голоса: 183