«В широком консерваторском порыве»

пятница, 30 октября, 2009 - 12:44

Обозреватель molgvardia.ru, победитель конкурса
лучших авторов «Сила слова-2008»

В продолжение
молодогвардейской дискуссии «Кто заплатит за Ленина?», начатой здесь 
и продолженной здесь

Давайте начнем не с проблемы
ремонта памятников Ильичу в малых городах, а сразу с самой суровой темы: Ленина
надо похоронить.
Даже если отвлечься от всех и всяческих религиозных и даже
эзотерических трактовок, мумия на Красной площади - это просто неприятно. Мы же,
в конце-концов, не в Средние века живем, чтобы трупы в дидактических целях на
обозрение выставлять... В качестве наследия эпохи и культурного памятника вполне может
и мавзолей постоять, но зачем этому мавзолею еще и покойник внутри - я не
понимаю. Мне кажется, непонятки с памятниками, которые одновременно
демонтируют, ремонтируют, оставляют гнить и подвергают ремонту - из-за
непоняток с покойным закономерно и прямо проистекают.

Нет, ну правда, какая
связь между исторической памятью, уважением к
чужим чувствам и хранением трупа
в зиккурате?
Мне для памяти о покойных 
родственниках совсем не нужно их мумифицировать и ходить потом на них
смотреть. И похороны родственников никак мои семейные чувства не задевают. Что
ж в Ленина-то так вцепились? Здравая мысль мне приходит только одна: нынешний КПРФ - партия палеонтологических
редкостей
. Они сами, понимаете ли, как Ильич: высушены и выложены на
всеобщее обозрение. И пока их окончательно не похоронили - может теплиться
иллюзия, что коммунизм всегда живой и всегда с тобой. Словом, похороны Ленина подсознательно навевают им
неприятные ассоциации с самими собой
.

Теперь перейдем к памятникам. За которые многие тоже
переживают, как за гибнущее историческое наследие. Я полностью за историческое
наследие и сохранение связи времен, мало кто больший сторонник этого сохранения,
чем я... Однако мне совсем не кажется, что
штампованные скульптуры в количестве, превышающем количество населенных пунктов
в стране, имеют к историческому наследию и связи времен какое-то отношение. Не
большее, чем сталинские бараки и колхозные коровники.

Да, есть действительно хорошие работы талантливых
скульпторов - давайте их и оставим, как оставили без изменений станцию «Площадь
Революции». А все эти поделки в городах и весях зачем сохранять-то? Какую
ценность они представляют? Вернули бы лучше памятник Дзержинскому на Лубянку...

Я тут уже писала недавно, что без восторга отношусь к слову консерватизм, созвучному с
«консервами». Оно как бы говорит нам о желании замариновать действительность,
как огурцы, и впасть в стагнацию, в которой следует не замарать любое наследие
прошлого, независимо от его индивидуальных качеств - иначе наступит Содом и
Гоморра, Апокалипсис и зверь рыкающий. И сохранение плохих памятников - это как
раз по части нелюбимого мной «консервного консерватизма». Мне вот лично
кажется, что от отсутствия большей части Лениных на площадях и в скверах ничего
наше историческое наследие не утратит и не станет опыт наших предков беднее и
ущербнее.

А то давайте теперь обои по двести лет не переклеивать, если
они «видели ушедшую эпоху». Крайности плохи всегда. В данном случае плохи они
как в случае с сохранением всей массы Лениных, так и в случае полного избавления
от них.

Наша большая проблема
в том, что мы понимаем, что для успешного, счастливого и здорового будущего нам
нужно сохранять нашу историю - но не очень понимаем, что именно мы хотим
сохранить и по какому принципу осуществлять отбор сохраняемого
. Поэтому в широком консерваторском порыве
пытаемся сохранить все.

Причем, я сейчас говорю не только о советском, но и о
дореволюционном периоде. Многим кажется, что если уж сохранять наследие
Российской Империи, то непременно нужна не только реставрация монархии, но и балы, красавицы, лакеи, юнкера, и вальсы Шуберта, и хруст французской булки. Причем, если
не будет одной только булки - то историческое наследие окажется попранным и
втоптанным в грязь. Так же и коммунисты танцуют хороводы вокруг каждого клочка
«советского наследия», включая погнутую октябрятскую звездочку, которой уже
двадцать лет открывают пивные бутылки. Своей земли не отдадим ни пяди.

Но это - категорически невозможно. Или на сохранение будут потрачены
все ресурсы, которые нам совсем для другого нужны. Или - не удастся сохранить
ничего. Что мы и наблюдаем в случае памятников Ленину, которые разрушаются все,
без разбора на ценные и не очень.

Здравый выход из этой ситуации может быть только один, и он
заключается совсем не в определении того, кто будет финансировать починку
головы и попы Ленина в селе Труновском. А в том, чтобы определиться, наконец,
чего мы хотим от жизни. Ну, что-нибудь кроме «Форд в кредит» и «нефть по 250
баксов»... Что-нибудь содержательное... Тогда и с Лениными вопрос решится легко и
просто, ибо станет понятно, что для нас - живая, пульсирующая память, которую
мы понесем с собой в будущее, а что - мумифицировано-консервированный хлам,
который нам пытаются подсунуть вместо настоящего исторического наследия. Или
который мы по ошибке за него принимаем.

Елена Чаусова,

Победитель конкурса molgvardia.ru «Сила слова 2007-2008» в номинации «Лучший автор»

В тему: 

Пора похоронить
Ленина? Опрос molgvardia.ru

Андрей Сафронов:
Со временем нужно убрать некрополь с Красной площади
 

Андрей Татаринов:
Красивая, а не кровавая
 

Поделиться:
0
0
0

Голоса: 120